На главную

Новости

Статьи

Вопросы и ответы

Контакты

302042, г. Орел, Кромское шоссе, д. 8, 3 этаж, оф. 12
Телефоны:
+7 (920) 821 93 42 - Александр
+7 (936) 123 22 25 - Наталья
+7 (4862) 720-600
Грузоподъемная техника

Статьи  > Монтаж электрооборудования козлового крана

Монтаж электрооборудования козлового крана

Кабина машиниста крана. В кабине машиниста размещено электрооборудование, которое находится под визуальным контролем машиниста в течение всей смены. Кабина должна соответствовать требованиям эргономики, обеспечивать высокопроизводительную работу машиниста. Удобство управления, хорошая обзорность подкранового пространства предусмотрены в кабинах современных кранов.
Когда аппараты в силу своей громоздкости не могут быть размещены в кабине, их выносят в отдельные шкафы, расположенные рядом с кабиной или на мосту крана. В последнем случае мост крана и кабину машиниста соединяет удобная галерея.
В кабине машиниста обычно размещают пульт управления, защитную панель, щит с автоматическими или пакетными выключателями прожекторов, трансформаторы отопления и внутреннего освещения, пусковые и сигнальные кнопки, штепсели ремонтного освещения. Способ размещения аппаратов управления в кабине рассматриваемых кранов зависит от типа контроллера и конструкции кабины.
В центральной части кабины машиниста крана КК-5 (рис. 1) установлено кресло-пульт DKU или UP35/1 исполнения. Все кнопки и рукоятки управления на этом пульте сосредоточены в подлокотниках кресла, сюда же выведены лампы, сигнализирующие о включении того или иного механизма. На левой колонке кресла-пульта расположены рукоятки командоконтроллеров управления передвижением моста и грузовой тележки, на правой – рукоятки командоконтроллеров подъема и опускания груза. При этом на рукоятках командоконтроллеров грузовой тележки имеются две кнопки управления автостропом. На правой рукоятке расположены кнопки поворота автостропа, а на левой – кнопки установки крюковых позиций при переходе с 3-тонного на 5-тонный контейнер и наоборот.
Рис. 1. Внутренний вид кабины машиниста крана КК-5:
1 – кресло пульта; 2 – задняя печь; 3 – каркас; 4 – огнетушитель; 5 – конечный выключатель двери; 6 – пульт автоматических выключателей; 7 – лампа освещения; 8 – защитная панель; 9 – нагреватели окон; 10 – передняя печь
 
Передняя стенка кабины скошена, что позволило улучшить обзорность. На стеклах размещены три трубчатых электронагревателя ТЭН-60Б 13/0,4, впереди у ног машиниста и сзади у порога установлены две однокиловаттные электропечи ПЭТ-2УЗ, 380 В.
Коммутационное оборудование разового обслуживания размещено в левой части кабины между дверью и креслом.
В специальных шкафах здесь установлена защитная панель пзкб-250 УЗ, панель автоматов АП50-2М для коммутации цепей отопления, освещения и сигнализации.
В ящике защитной панели установлен трансформатор ТБСЗ-0,4 или ОСМ-0,63. Кабина освещена светильником СГЛ-2, имеет сухой огнетушитель ОУ-2, вентилятор ВП-1, штепсельную розетку У-8БРБ аварийного освещения для переносной лампы ПЛ-64.
Кабина утеплена изоляционным материалом; для работы стажера справа от кресла машиниста имеется откидное сиденье. Вход в кабину заблокирован конечным выключателем ВПК-2111, не допускающим работу с открытой дверью. Перед дверью расположена площадка для входа с лестничного марша. К металлоконструкциям кабина крепится с помощью втулочных подвесов.
Пульт управления краном КПБ-10М (рис. 2) расположен перед машинистом у лобовой стенки кабины, что ухудшает обзорность подкрановой площадки. В кабине установлен также щит, в котором установлены главный разъединитель, трансформаторы цепи управления, тумблеры, пакетные выключатели, переключатели захватных приспособлений. Монтаж проводов, пульта или щита выполнен на типовых панелях на передней стенке и экранируется металлической перегородкой.
Хорошую обзорность имеет кабина машиниста крана ККС-10. Контроллеры размещены по обеим сторонам от кресла; в специальные стойки вмонтированы кнопки управления: сигнала, аварийного выключателя. Защитная панель расположена слева от сиденья, клеммные блоки кабины вынесены вместе с ящиком сопротивлений наружу.
 
Рис. 2. Общий вид пульта управления крана КПБ-10М:
1 – каркас; 2 – клеммный набор; 3 – контроллер передвижения тележки; 4 – кнопочный пульт; 5 – контроллер подъема груза; 6 – кнопка сигнала; 7 – выключатель закрытия (открытия) грейфера (автостропы); 8 – кнопка автостропа; 9 – рукоятка передвижения тележки; 10 – сигнальная лампа главного контактора; 11 – кнопка пуска; 12 – аварийный выключатель; 13 – контроллер передвижения крана; 14 – командоконтроллер управления электромагнитом
 
Схемы расположения и соединений. Наиболее просто устроена схема электрических соединений крана К.КТ-5 (рис. 3). От клеммной коробки ХТ1 напряжение распределяется по гибкому кабелю 1 (КРПТ 3 X 40 длиной 37 м) к тельферу А4 и по проводу 3 (ПРТ 3 X 16 длиной 22 м), проложенному в металлорукаве диаметром 32 мм к защитной панели А1. Наряду с коммутирующим электрооборудованием в шкафу защитной панели размещены понижающий трансформатор для цепей внутреннего освещения и штепсельный разъем ХТ2 для цепей аварийного освещения. Под шкафом защитной панели установлен ящик А2 реверсивного магнитного пускателя передвижения крана.
Цепь управления 1 между защитной панелью и контроллером проложена в металлорукаве диаметром 22 мм жгутом 10 из трех проводов ПВ 1.1,5 длиной 2,7 м; ПВ2.1,5–2,5 м; ПВ 1.1,5–3,6 м. Силовые цепи от коммутирующих аппаратов защитной и реверсивной панелей к клеммной коробке ХТ1 для распределения между тельфером и ходовыми тележками проложены в одном металлорукаве жгутом 8 из проводов ПВ 4.6 и АПВ 2.2,5 длиной 28 мм.
Цепь управления к тельферу выполнена гибким кабелем 2 (КРПТ 3 X 2,5 длиной 37 мм). Силовые и роторные цепи к ходовым тележкам моста проложены алюминиевым проводом АПВ 6.6, АПВ 2.2,5 в металлорукаве РЭ-Ц-Х диаметром 22 мм. Жгут 7 из шести проводов АПВ 6 проходит по металлоконструкциям крана от электродвигателей передвижения к ящикам сопротивлений.
Рис. 3. Схема расположения электрооборудования крана ККТ-5
 
Монтаж электрооборудования крана КК-5 выполнен жгутами заводской сборки: жгуты прокладывают в газовых трубах, укрепленных на мосту и опорах крана. В местах частых перегибов жгутов защита их осуществлена гибким металлическим рукавом РЭ-Ц-Х. Для изготовления жгутов применяют провод ПВ-500 ограниченного набора сечений, в основном 2,5; 6,0 и 10 мм2. Для соединения элементов заземления применен провод МГТ1 X 10.
Основные аппараты управления крана КК-5 (рис. 4) вынесены на мост крана над кабиной машиниста. В кабине установлены лишь кресло-пульт А2, защитная панель А1, щит автоматических выключателей A3.
На мосту крана над кабиной машиниста установлен шкаф с магнитными контроллерами ТА-161 (2 шт.), ТСД-160 и дополнительной панелью блока регулирования скорости А4. Рядом в двух кожухах А6 смонтированы пусковые резисторы электроприводов, трансформаторы Т2, ТЗ выпрямительных блоков ТСЗ-2,5/1 и ТСЗ-10/0,5. Кроме этого, на мосту смонтированы силовой ящик А12 типа ЯБПВУ-2, два конечных выключателя SQ3 и SQ4 грузовой тележки КУ-701Т, четыре прожектора ELI, EL2, EL3 и EL4 типа ПЭМ-35, три штепсельных разъема XS1, XS2, XS3 типа У-36-РБ для ремонтного освещения, токосъемник типа ГТ-14А, две клеммных коробки А10 и All и четыре разветвительные коробки ХТ24, ХТ25, ХТ26, ХТ27.
Для удобства проверки электрических соединений и аппаратов на дуговой стяжке моста у правой опоры размещен набор клеммных блоков А5, позволяющих прозванивать схему с одного поста. К распределительному ящику от кабины машиниста проложено три магистральных жгута Kl, К2, КЗ и от аппаратного шкафа – два жгута проводов М9 и М10. Жгутом М7 ящик соединен с клеммным набором А10, расположенным на правой консоли крана и формирующим цепи питания грузовой тележки. Аппаратный шкаф соединен жгутами М15, М16 и М18 с ящиком сопротивлений А6, жгутом М14 – с трансформаторами Т2, ТЗ и жгутом М13 через разветвительную коробку XT27 и клеммный набор All – с электроприводами тележек. Имеется ряд вспомогательных жгутов: М5 – к конечному выключателю на правой консоли; Мб – к прожектору на этой же консоли; М2, МЗ, М4 – соединяющих наборы зажимов в ящике А4\Mil – к прожекторам от клеммного набора ХТ12 в аппаратном шкафу.
Клеммные наборы моста собраны из клеммных блоков КБ 6006, КБ-2506, КБ-2510, КБ‑2520, КБ-2527.
Рис. 4. Схема расположения электрооборудования крана КК-5
 
Грузовая тележка соединена с клеммной коробкой А10 четырьмя гибкими кабелями РПШ 14 X 2,5 и двумя КРИТ 3 X 10+1 X 6, попарно прикрепленными хомутами к кабельным подвескам, перемещаемым по струнам, натянутым вдоль моста. На грузовой тележке размещены конечные выключатели ограничения высоты подъема груза УБ-15А, грузоподъемности ВПК-1110, контроля наличия груза ВПК-4140. Коммутирующая аппаратура электропривода автостропа находится также на грузовой тележке.
Напряжение от внешней сети через троллейный токоприемник ХА1 и вводной ящик А12 подается к расцепителю защитной панели крана.
Выводы силовых цепей и коммутация цепей управления кабины сосредоточены на панели, состоящей из пяти клеммных наборов ХТЗ, ХТ4, XT5, ХТ6 КНЕ-6318 и XT2 КНЕ 6311. К этой же панели по проводам жгута Кб подаются цепи управления от кресла-пульта управления.
На левой колонке пульта управления сосредоточены цепи управления механизмом подъема груза, а на правой – механизмами передвижения моста и грузовой тележки. На клеммных наборах левой колонки также расшиваются цепи сигнальных ламп; цепи управления поворотной головкой автостропа; на правой сосредоточиваются цепи командоконтроллеров управления моста и тележки, командоконтроллера подъема груза, аварийного выключателя сигнализации и автостропа.
Над защитной панелью в ящике А9 (рис. 5) установлены автоматические выключатели QF1, QF2, QF3, QF4, выключатель освещения кабины и два штепсельных разъема для аварийного и ремонтного освещения. При замене кресла-пульта расшивку цепей управления изменяют в соответствии с указаниями завода-изготовителя.
Рис. 5. Схема соединений силового ящика крана КК-5
 
При выполнении электрических соединений важно добиться правильной разбивки пусковых сопротивлений по ступеням регулирования. На рис. 6 приведена схема разбивки пусковых сопротивлений. Три ящика резисторов НФ-1А составляют одно пусковое сопротивление R7F1, разбивка которого рассматривалась ранее. Здесь необходимо указать, что три провода 191, 192, 193 резисторов выводятся непосредственно к роторной цепи электродвигателя подъема груза по магистрали Ml8. Схема соединений грузовой тележки разделяется на цепи электроприводов собственно тележки и цепи автостропа. Клеммный блок К.Б-6006 служит для присоединения цепей электродвигателя подъема груза.
Статорные и роторные цепи электродвигателя передвижения тележки расшиты на двух клеммных блоках КБ-2514, силовое напряжение к магнитным пускателям двигателей автостропа подается через клеммный блок КБ-2514, а далее по кабелю НРШМ 10 X 2,5 к клеммнику КБ-2510 поворотной головки автостропа.
Электрическое оборудование крана КПБ-10М сосредоточено в основном в кабине машиниста и в аппаратном шкафу над кабиной, куда выведена специальная лестница. В кабине расположены пост и щит управления, блок СДВ-МЗ сигнализатора давления ветра, ТЭН для обогрева стекол, электропечь, осветительная лампа и выведенный наружу ревун. На галерее моста над кабиной машиниста также расположен распределительный шкаф с коммутирующей аппаратурой, магнитный контроллер ПМС-50, ящики пусковых сопротивлений (резисторов).
Монтаж силовых линий выполнен медным проводом ПВЗ-660 сечением 1,0–25 мм2, цепей управления – проводом ПВЗ-660 сечением 2–6 мм2. Для удобства монтажа цепей (рис. 7) на кране имеются семь клеммных коробок, три из них установлены на мосту крана. На правой консоли – коробка с клеммным набором Л7 для присоединения цепей грузовой тележки; цепи проложены гибким кабелем КРПТ 3 X 10 + 1 X 6 и РПШ 14 X 2,5. В месте установки аппаратного шкафа размещена клеммная коробка ХТ1 для разветвления цепей левой опоры крана, сигнализатора давления и правого прожектора. На левой опоре установлены коробки ХТ5 и ХТ6, а на правой – ХТ4. Эти коробки предназначены для распределения цепей приводов ходовых тележек крана; коробка ХТ6 предназначена для установки пульта управления краном при монтаже, а коробка ХТЗ – для присоединения цепей грузовой тележки по гибкому кабелю и распределения их между токоприемными агрегатами тележки. На тележке наряду с электроприводами подъема и передвижения установлены конечный выключатель подъема SQ3 типа КУ-703А У2, кабельный барабан с кольцевым токосъемником ХА2 для подачи напряжения к сменным грузозахватным устройствам и один из прожекторов EL3 типа ПЗС-35 У1.
Рис. 6. Схема разбивки пусковых сопротивлений крана КК-5
 
Вдоль моста крана проложены цепи конечных выключателей тележки и прожекторов, установленных на консолях; вдоль опор – цепи питания электроприводов, а также конечных выключателей передвижения крана. У опорных тележек имеются штепсельные розетки ремонтного освещения. Такая же розетка установлена на мосту у аппаратного шкафа. Все цепи соединены в пятьдесят шесть жгутов, проложенных в гибком металлическом рукаве РЗ-Ц-Х. Характеристики жгутов (количество и тип проводов, длина, маркировка) приведены заводом в кабельном журнале крана. На правой консоли расположен токосъемник ХА1 троллейбусного типа ГТ-14А, 200А, от него проложен силовой кабель 1 непосредственно на щит управления в кабине машиниста.
Щит соединен магистральным жгутом с аппаратным шкафом и жгутом с пультом управления. По жгуту к распределительной коробке подается напряжение трехфазного тока для распределения на статорные обмотки всех электродвигателей крана. Выводом секций пусковых сопротивлений машинист руководит с пульта, где установлены контроллеры и кнопочные станции. Команды поступают в аппаратный шкаф по жгутам. Сопротивление роторных цепей электродвигателей грузовой тележки выводят замыканием контроллеров, соединенных с резистором жгутом. От пульта имеется разводка проводов аварийного освещения и вывод жгута к выносному пульту управления краном.
 
Рис. 7. Схема расположения электрооборудования крана КПБ-10М
 
От аппаратного шкафа и пульта проложены жгуты к клеммному ящику ХТ2, формирующему цепи грузовой тележки. Эти цепи выполнены, как и у крана КК-5, четырьмя гибкими кабелями, но в отличие от ранее рассмотренной схемы цепи автостропа имеют отдельный кабель и полностью коммутируются пультом и щитом управления крана. От аппаратного шкафа через клеммные коробки ХТ1, ХТЗ, ХТ4 и ХТ5 по жгутам проводов получают силовое напряжение электродвигатели передвижения крана и коммутируются их роторные цепи. Аппаратный шкаф соединен с резисторами цепями, с конечным выключателем передвижения крана – цепью.
На пульте управления крана А2 вмонтированы кнопки управления пуском В1, аварийного выключателя SB2, звукового сигнала SB6 и сигнализатора давления ветра SB5. Здесь же установлены сигнальные лампы HL1, HL2, переключатель захватов SA13, командоаппарат магнитного контроллера электромагнита SA11, выключатель двери SQ5 и контроллеры управления SA7, S/1P, 5Л6.
Электрические цепи пульта расшиты на четырех типовых клеммных коробках. Напряжение силовой цепи принимает установленный в кабине щит с главным рубильником QS1.
Как видно из схемы соединений щита (рис. 8), напряжение через плавкие предохранители FU13–FU21 подается к пакетным выключателям SA14–SA17; коммутирующим цепи прожекторов и приборов отопления кабины. Установленные на щите кнопки SB3 и SB4 замыкают цепи магнитного пускателя рабочих органов, переключатели 5Л5, SA6, 5ЛЗ предназначены для перевода крана на спаренную работу с одного пульта управления. Переключатель SA13 подготавливает кран к работе грейфером или автостропом, переключатель 5Л/<5 – включает лампы освещения кабины. Для формирования внешних цепей здесь так же, как и в ящике пульта, имеются типовые клеммные наборы ХТ1–ХТ4, устроенные на текстолитовых плитах.
Электрические соединения крана ККС-10, как видно из схемы расположения (рис. 9), выполнены с использованием трех комплектов клеммных блоков КБ по ТУ 16.536.151–75, установленных в распределительно-коммутационном шкафу А1 на пролетной части моста, в клеммном ящике A3 – на правой консоли и в клеммной коробке кабины машиниста А2.
 
Рис. 8. Схема соединений силового щита крана КПБ-10М
 
Рис. 9. Схема расположения электрооборудования крана ККС-10
 
Напряжение от силовой колонки по кабелю КРПС-660 3×6+16×6 длиной 50 м, сматываемому на кабельный барабан, подается к вводному ящику SQ2 типа ЯВЭ-31, откуда проводом ПВ1.16.660 вводится на клеммный блок ХТ11 аппаратного шкафа А1, а затем на блок XT 12 клеммной коробки A3 для подачи по кабелю 7 (КРПС-660 3 X 16 + 2×6) длиной 64 м на клеммник защитной панели F9, установленной в кабине машиниста А2. Также с ящика Q2 напряжение по проводу ПВЗ.2,5.660 подается к автоматическому выключателю QF1 типа АП50 для питания цепей прожекторного освещения и на блок ХТ10 аппаратного шкафа А1. В аппаратном шкафу А1 установлен магнитный пускатель КМ2 и реверсор КМЗ–КМ4 силовых цепей электродвигателей передвижения крана. Поэтому блок ХТ11 аппаратного шкафа коммутирует цепи, проложенные жгутами проводов ПВЗ.4.660 к статорным обмоткам Ml и МЗ и конечному выключателю передвижения крана SQ12. На блоке XT 10 расшиты цепи ламп прожекторного освещения (ELI–EL6), конечных выключателей шахт (SQ8, SQ9), ремонтного освещения (ХТ2, ХТ4), конечных выключателей рельсовых захватов (SQ5, SQ6). Клеммный ящик на консоли имеет три блока XT 12, (КБ-6004). XT 13 (КБ-2511) и XT 14 (КБ-1011), все они предназначены для формирования силовых и коммутационных цепей тележки машиниста крана.
В отличие от кранов КПБ-10М и КК-5 прокладку проводов крана ККС-10 обычно ведут на месте монтажа крана, поэтому в составе документации завод дает подробные указания о соединениях проводов. К клеммам 1, 2 блока XT 10 присоединяют провода В1 и А1 от вводной коробки Q2; к 9, 10, 11 – провода 101, 102, 103 автоматического выключателя 7; к клеммам 14, 15 – провода сигнализатора давления ветра; к 8 – провод конечного выключателя шахты; на клеммы 14, 15 блок принимает провода, идущие от клемм 7, 6 блока XI14 на 35, 67 – от ХТ4 на 7, 12 – провода конечных выключателей рельсовых захватов. От клемм 11, 10, 9 ответвляются цепи 105, 106, 107 прожекторного освещения, от клеммы 4 – провод ремонтного освещения.
К блоку ХТ11 к клеммам 2, 3, 4 от вводной коробки подведены провода ПВ116 линии А2, В2, С2, которые в этом блоке получают разветвление с клемм 4, 1, 2; силовая линия проложена на клеммы 1, 2, 3 блока XT 12; к клеммам 6, 7, 5, 7, 5, 6, 7 блока ХТ12 соответственно подключены провода СЗМ, С2М, С1М, С2М, С1М, СЗМ, С2М типа ПВ3.4. Эти статорные цепи в дальнейшем разветвляются с клеммных коробок электродвигателей для питания тормозных гидротолкателей. Распределение электрических цепей в консольном клеммном ящике соответствует маркировке гибких кабелей, соединяющих блоки ХТ12, ХТ13 и ХТ14 с клеммными наборами кабины машиниста. Кроме упомянутого выше кабеля, от ящика к блокам ХТ6 и ХТ9 в кабине машиниста проложено еще пять гибких кабелей: 8 и 9, 12 (КРПТ-660 3 х 2 ,5 + 1 х 1,5), 10 и 11 (КРПТ-660 3 х 2,5).
На рис. 10 приведена схема электрических соединений кабины машиниста А2 и грузовой тележки. Как видим, на клеммном блоке тележки ХТ9 формируются статорные и роторные цепи моста и механизма передвижения тележки. На клеммных блоках ХТ7 и ХТ8 выполнена коммутация привода подъема груза, а на клеммном блоке ХТ6 произведено распределение цепей управления конечными выключателями. Кабина и грузовая тележка имеют шарнирное сочленение, поэтому в целях электробезопасности цепи электропривода подъема груза и конечных выключателей на тележке проложены гибким кабелем. От клеммных блоков ХТ7 и XT8 к роторным и статорным обмоткам двигателя напряжение подается по кабелю КРПТ-660 3 X 10, цепи конечных выключателей проложены кабелем КРПТ-660 3 X 2,5 и КРПТ 2 х 25.
Прокладка цепей. При установке аппаратов и прокладке металлорукавов в кабинах производят их заземление, пол застилают резиновым диэлектрическим ковром. В местах пропуска через корпуса аппаратов и в особо стесненных местах для прокладки проводов применяют хлорвиниловые трубки. Под металлорукав и хлорвиниловую трубку внутри кабины прокладывают резиновую пластину толщиной не менее 3 мм, выступающую по краям на 5 мм. Сопротивление заземлений не должно превышать 4Ом. Кожуха аппаратов и подставки окрашивают в светло-серый или салатовый цвет, соответствующий внутренней окраске кабины. Все аппараты должны быть установлены вертикально (отклонение допускается не более 5°).
При наружном монтаже аппараты имеют ящики, защищающие их от осадков и механических повреждений, а для соединения проводов в местах сопряжения отдельных элементов крана служат клеммные или разветвительные коробки. Ящики и клеммные коробки изготовляют из тонколистовой стали на каркасе, выполненном из уголкового проката. Монтаж аппаратов ведут на рейках или асбоцементных досках рядами. Размеры ящиков подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить удобство обслуживания. В каждом ящике имеются клеммники, маркированные в соответствии с электрической схемой соединений козлового крана. Для пропуска кабелей обычно в поддоне ящика размещены вводы. Панели клеммных коробок набраны из силовых зажимов КМЕ или блоков КБ. Эти зажимы состоят из изоляционного основания, в которое ввернуты винты, служащие для присоединения проводов или жил кабеля.
 
Рис. 10. Схема электрических соединений кабины машиниста крана ККС-10
 
Прокладку электрических цепей ведут, как правило, одножильным медным проводом ПР и ПР2, выполненным с резиновой изоляцией в хлопчатобумажной оплетке, пропитанной противогнилостным составом, или ПВ, ПГВ, имеющим поливинилхлоридную изоляцию. Эти провода изготовляют на 500 и 660В, сечения жил проводов 0,75–120 мм2. Жилы состоят из одной или нескольких проволок: чем больше проволок в жиле, тем выше гибкость провода. В обозначении провода заключена его характеристика, например: ПВ 1.16.660 означает, что это однопроволочный одножильный провод в поливинилхлоридной изоляции сечением 16 мм2 на напряжение 660В. Провод ПВЗ имеет жилу из 7 проводов.
Для подачи напряжения на сочлененные или перемещающиеся механизмы крана применяют гибкие кабели с резиновой изоляцией КРПТ, НРШМ. Обозначение кабелей содержит их характеристику, например: КРПТ 660 3 х 2,5 + 4-1 х 1,5 означает – кабель рассчитан на 660В и имеет четыре медные жилы, две из которых сечением 2,5 мм2 а одна – 1,5 мм2.
В целях снижения стоимости крана и сокращения расхода меди некоторые цепи крана ККТ-5 проложены алюминиевыми проводами АПР и АПВ. Это в основном цепи питания статора и сопротивления обмоток ротора электродвигателей передвижения крана. Большая часть длины этих цепей проложена в стальных трубах.
Для защиты жгутов, проложенных в металлоконструкциях крана, применяют газовые трубы, внутренний диаметр которых подбирают в зависимости от толщины жгута. Предположим, имеется три провода ПВ3.500 сечением жилы 1,5–6 мм2, труба 3/4 дюйма, для прокладки трех проводов сечением жил 16 мм2 необходима труба 1,25". Вообще жгут и труба легко подбираются элементарным обмером.
Перед прокладкой проводов внутреннюю поверхность трубы очищают металлической щеткой и покрывают асфальтовым лаком или эмалью.
Затяжку проводов в трубы ведут только после обмера провода по месту. Для затяжки в трубу вводят проволоку диаметром 1,5–2 мм с шариком на конце. Для облегчения затяжки в трубу вдувают некоторое количество талька, затем прочно прикрепляют концы жгута к проволоке. Лучше затягивать в трубу все провода жгута – они должны проходить без усилий. Чтобы избежать индуктивного нагрева провода переменного тока всех трех фаз прокладывают в одной трубе. Не рекомендуется в одну трубу укладывать провода силовых и управляющих цепей, не допускается скручивание проводов и спайки их внутри трубы.
Для прокладки проводов в кабинах и механизмах, где габариты не позволяют применять трубы, а также на выходе жгутов из труб применяют металлические рукава РЗ-Ц-Х различного диаметра. Если их внутренний диаметр принимать по размеру сочлененных с ними труб, то можно делать такой подбор: труба ¾" – рукав 22 мм2, труба 1" – рукав 29 мм2, труба 1,25"– рукав 38 мм2. Металлические рукава указанных здесь размеров допускают изгиб диаметром 200–350 мм2, их закрепляют к металлоконструкции крана хомутами в начале и конце прокладки в закруглениях и через каждые 400 мм на прямых участках прокладки, но этого недостаточно для заземления. Необходимо к каждому отрезку металлорукава приваривать плотики и делать соединения с металлоконструкцией проводом МГТ 1 X 10. В местах соединения жгута, проложенного в металлорукаве с аппаратом, устанавливают штуцера, а при выходе из труб – изоляционные втулки, которые изготовляют деревянными или пластмассовыми, соответствующими по диаметру рукаву или трубе.
Проверку изоляции проводов после затяжки в трубе или металлорукаве производят мегаомметром, поочередно присоединяя конец каждого провода к его клеммам. Сопротивление жилы по отношению к земле должно быть не ниже 1МОм. Если отсутствует заводская разделка проводов после протяжки их в трубах или в металлорукаве и проверки изоляции, необходимо произвести оконцевание. Оконцевание однопроволочных проводов, например, ПВ1 сечением до 10 мм2 выполняют в виде кольца, изгибая конец провода в направлении часовой стрелки. Многопроволочные провода ПВЗ, ПВ4 оконцовывают напайкой или опрессовкой наконечников. Для напайки применяют припой ПОС-40. Пайку выполняют с помощью паяльной лампы или электрических паяльных клещей. Для опрессовки наконечников на проводах до 50 мм2 применяют обжимные клещи. После опрессовки или напайки наконечник обматывают изоляционной лентой и покрывают лаком.
Разделка и опрессовка одножильных проводов не представляет сложности. Изоляцию очищают с провода на длину горловины наконечника и вставляют наконечник до упора в изоляцию, затем обматывают прорезиненной лентой и запаивают. После пайки остатки сгоревшей ленты удаляют и наматывают ленту вновь. Перед разделкой проводов многожильных и бронированных необходимо на расстоянии зачистки от конца провода наложить бандаж из двух-трех витков оцинкованного провода диаметром 1 мм и только после этого начинать зачистку. Металлический чулок обычно расплетают и отгибают вокруг наложенного бандажа, отрезав лишние куски проволок, бандажируют концы чулка тонким шпагатом. Место выходов жил покрывают полихлорвиниловым лаком или на жилы надевают хлорвиниловые трубки. Затем на концы жил устанавливают наконечники.
Многожильный провод с резинотканевой изоляцией бандажируют шпагатом и, нащупав волокнистый заполнитель, делают продольный разрез от бандажа до конца провода, не допуская надреза изоляции жил. Волокнистый заполнитель оттягивают в сторону и отрезают, жилы защищают киперной лентой и обматывают тонким шпагатом с последующим покрытием полихлорвиниловым лаком.
Подготовленные указанным способом провода маркируют в соответствии с монтажной схемой крана нанесением номера на белый полихлорвиниловый наконечник несмываемыми чернилами на дихлорэтановой основе. Позиционные обозначения на элементах наносят белой эмалью ПФ115.
Рейтинг@Mail.ru Copyright 2010-2021 © Завод металлоконструкций и грузоподъемного оборудования – производство и продажа погрузочно-разгрузочной техники