На главную

Новости

Статьи

Вопросы и ответы

Контакты

302042, г. Орел, Кромское шоссе, д. 8, 3 этаж, оф. 12
Телефоны:
+7 (920) 821 93 42 - Александр
+7 (936) 123 22 25 - Наталья
+7 (4862) 720-600
Грузоподъемная техника

Статьи  > Стропы и грузозахватные устройства

Стропы и грузозахватные устройства

Стропы
 
Cтропы – отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Сам термин "строп" пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стропы бывают:
– стальные канатные;
– цепные;
– хлопчатобумажные;
– пеньковые;
– капроновые.
Стальные канатные стропы получили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами.
Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальных цепей.
Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 1) подразделяются на:
– одноветвевые (1 СК);
– двухветвевые (2 СК);
– трехветвевые (3 СК);
– четырехветвевые (4 СК);
– кольцевые (СКК).
 

Рис. 1. Стальные канатные стропы (типа СК):
а – одноветвевые (1 СК); б – двухветвевые (2 СК); в – трехветвевые (3 СК); г –
четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д – четырехветвевые (4 СК исполнения 2,
с уравнительными блоками), где: 1 – навесное звено; 2 – канатная ветвь; 3 – захват;
4 – соединительное звено; 5 – уравнительный блок; L – длина стропа
Цепные стропы чаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и сталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис. 2) подразделяют на:
– одноветвевые (1 СЦ);
– двухветвевые (2 СЦ);
– трехветвевые (3 СЦ);
– универсальные (УСЦ).
 

Рис. 2. Цепные стропы (типа СЦ):
а – одноветвевые (1 СЦ); б – двухветвевые (2 СЦ); в – трехветвевые (3 СЦ), где: 1 – звено стропа; 2 – звено цепи; 3 – захват; L – длина стропа
 
Простые стропы (СК, СЦ) применяются для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные – для строповки грузов обвязкой.
Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и четыре точки крепления. Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т. п.). Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов.
 
Изготовление и браковка стропов
 
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиям РД 10-33-93 (с изменениями – РД 10-231-98), а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
 
Процесс изготовления стропов включает в себя следующие операции:
 
– выбор каната нужного качества
 
Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6 × 19 + 1 о.c., в котором 6 прядей по 19 проволок и один органический сердечник; типа ЛK-PO 6 × 36 +1 о.с.; ТЛК-О 6 × 37 + 1 о.с.; ТЛК-О 36 × 37 + 1 о.с. Допускается применение канатов других типов.
 
– определение длины каната
 
Длина заготовки должна включать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образования петель, заплетки и технологического припуска.
 
– определение диаметра каната
 
При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффициент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 – для пеньковых канатов и 5 – для цепей).
 
– выбор концевого (захватного) элемента
 
При этом учитывают места крепления и способы обвязки груза (для деталей с фланцами – струбцины или штыри, с отверстиями – коромысла, с проушинами или цапфами – крюки), а также необходимость наличия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей.
Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диаметра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетенной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концевого элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктивно. Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополнительных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках).
 
Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверхность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховатости. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12…16-кратный запас прочности без коушей.
 
– крепление зажимами
 
Его применяют при изготовлении стропов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой – наиболее распространенный способ.
 
– выбор способа резки
 
Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой.
Электродуговая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности.
Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8…10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5…2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1…4 диаметра каната.
 
– определение длины стропа
 
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 3).
 

Рис. 3. Определение длин стропа (А – расстояние между захватами)
 
 
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 4.
Цепной строп подлежит браковке при увеличении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена вследствие износа более 10% (рис. 4, а).
Браковка колец, петель и крюков съемных грузозахватных приспособлений (рис. 4, б‑д) производится при:
– наличии трещин;
– износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% или удлинению звеньев на 3 %;
– наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
Канатный строп подлежит браковке, когда число видимых обрывов наружных проволок канатов превышает следующие значения (d – диаметр стропа):
Длина участка стропа
3d
6d
30d
Число видимых обрывов проволок на участке
4
6
16
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более (по сравнению с номинальным диаметром) канат стропа подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Если уменьшение диаметра на 10% произошло в результате повреждения внутреннего сердечника, то канат подлежит браковке независимо от видимого обрыва проволок.
 

Рис. 4. Недопустимые дефекты грузозахватных устройств:
а – дефекты стропа; 6 – дефекты крюка; в – дефекты карабина; г, д – дефекты концевых звеньев, где: 1 – неоклентованные концы; 2 – излом; 3 – барашек; 4 – обрыв пряди; 5 – узел; 6 – соединение каната связкой; 7 – износ; 8 – расконтривание гайки; 9 – надрывы и трещины; 10 – сварные швы; 11 – отгиб рога; 12 – неисправность защелки
 
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок определяется при помощи микрометра или другого инструмента, обеспечивающего точность измерения.
Строп не допускается к использованию при выявлении:
– обрыва одной или более прядей каната;
– корзинообразной деформации;
– выдавливания сердечника;
– выдавливания или расслоения прядей;
– местного увеличения или уменьшения диаметра каната;
– раздавленных участков;
– перекручивания, заломов и перегибов каната;
– повреждений, появившихся в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда;
– деформированных коушей или их износа с уменьшением первоначальных размеров сечения более 15%;
– трещин на опрессовочных втулках или изменения размера трещин более 10% от первоначального;
– признаков смещения каната в заплетке или втулках;
– поврежденных оплеток;
– крюков, не имеющих предохранительных замков.
Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы должны быть изъяты из работы для проведения ремонта.
Испытания стропов статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа на 25%, проводятся после их изготовления.
На каждом стропе должна быть маркировочная бирка, на которой указываются:
– завод-изготовитель;
– порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
– грузоподъемность стропа;
– дата испытания (месяц, год).
 
Грузозахватные траверсы
 
Для перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов целесообразно применять грузозахватные траверсы. Использование обычных канатных стропов приводит к потере полезной высоты подъема крюка крана (из-за большой длины ветвей стропа), а также к возникновению сжимающих усилий в поднимаемом элементе и изгибающих усилий в монтажных петлях. Существует множество различных конструкций траверс.
 
На рис. 5 показана конструкция траверсы, в которой несущие стропы укреплены так, что их можно переставлять вдоль балки. Крепление обойм, несущих стропы, производится пальцами, вставляемыми в специальные отверстия. Такое крепление позволяет легко менять расстояние между ветвями стропа в зависимости от длины поднимаемой конструкции.
 

Рис. 5. Траверса балочная универсальная:
1 – подвеска; 2 – растяжной канат; 3 – серьга; 4 – скоба; 5 – канатный (балансирный) строп; 6 – ролик; 7 – балка
 
Это универсальная балочная траверса. Балансирные стропы перекинуты через ролики. Траверсы с балансирными стропами удобно применять при подъеме конструкций за элементы, находящиеся на разной высоте, а также при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести. На траверсе имеются обычные (небалансирные) стропы.
Для подъема большепролетных ферм, стеновых панелей и покрытий разработана конструкция решетчатой траверсы. Вершина угла фермы траверсы может быть направлена вверх или вниз. В последнем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но конструкция требует большой точности изготовления. Некачественное изготовление может привести к скручиванию фермы (рис. 6).
 

Рис. 6. Траверсы решетчатой конструкции с вершиной угла фермы, направленной вниз:
1 – связь; 2 – подвеска; 3 – стойка; 4 – балка
 
Строповые устройства с дистанционным и автоматическим управлением
 
Применение строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением повышает безопасность производства стропальных работ.
Большие преимущества имеют строповые устройства с электромагнитным и пневматическим приводом дистанционного управления для расстроповки непосредственно из кабины крана.
Существует много различных конструкций строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением.
На рис. 7 показано универсальное грузозахватное устройство с дистанционным отцеплением крюка. После установки конструкции на место ветвь стропа ослабляется и с помощью рычага или канатика крюк поворачивается относительно вертикальной оси в диапазоне 120°.
 

Рис. 7. Универсальное грузозахватное устройство с дистанционным отцеплением крюка:
а – строповка груза; б – расстроповка груза, где: 1 – грузовой крюк; 2 – обойма; 3 – тяга
 
Разработаны устройства для автоматического освобождения крюка крана от концевого звена петли грузового стропа (рис.8).
 

Рис. 8. Устройство для автоматического освобождения крюка крана от концевого звена петли грузового стропа:
1, 6 – петли грузового стропа; 2 – щеки скоб; 3 – фигурная скоба; 4 – перемычка; 5 – крюк; 7 – наклонная пластина; 8 – пята (штриховыми линиями показано взаимодействие деталей устройства в момент сбрасывания звена стропа с крюка)
 
На однорогом крюке крана монтируется устройство, состоящее из двух фигурных скоб. Скоба перекрывает верхним концом зев крюка крана, выполняя роль предохранительного замка. Крюк крана освобождается от петли грузового стропа при упоре пяты скобы в груз.
При этом крюк скользит внутрь обоймы и щеками скобы звено стропа сбрасывается.
При использовании канатиков для дистанционной расстроповки грузов следует проявлять особое внимание, так как защемление его может привести к самопроизвольной расстроповке груза.
Рейтинг@Mail.ru Copyright 2010-2021 © Завод металлоконструкций и грузоподъемного оборудования – производство и продажа погрузочно-разгрузочной техники