Профессия - КРАНОВЩИК
Мостовые и козловые краны относятся к грузоподъемным машинам мостового типа. Краны, у которых несущие части конструкции крана опираются на путь движения крана с помощью двух и более опорных точек, называются козловыми. Краны, у которых несущие части опираются на сам путь движения крана, называются мостовыми кранами. Кроме того, мостовые краны разделяются по типу грузозахватного механизма, который бывает крюковым, грейферным, электромагнитным, штыревым, посадочным и так далее.
Следует отметить, что козловые и мостовые краны по классификации относятся к оборудованию повышенной опасности. Основная область использования мостовых и козловых кранов – осуществление разнообразных погрузочно-разгрузочных работ, установки, удаления либо сервисного обслуживания оборудования. Данные грузоподъемные машины также часто используются в промышленности в качестве средства перемещения грузов между технологическими процессами.
Чаще всего причиной аварийных ситуаций являются следующие факторы:
– неисправность тормозов;
– неисправность или обрывы канатов;
– разрушение конструкций;
– неисправность путей;
– неисправность электрооборудования;
– осуществление подъема под наклоном;
– перегруз;
– сильный ветер;
– управление необученным сотрудником;
– полное отсутствие заграждений;
– несоблюдение мер безопасности;
– неправильно выполненная строповка;
– нахождение людей на погрузочно-разгрузочной таре;
– несоблюдение габаритных размеров груза при складировании;
– нахождение рабочих в неположенных местах.
По большому счету, безопасность работы козлового или мостового кранов целиком и полностью зависят от правильных и опытных действий рабочего персонала – крановщика, который обладает достаточной квалификацией. Кроме того, помимо правильности работы с козловым или мостовым краном крановщик должен учитывать наличие весов промышленных на грузозахватном механизме, также называемых крановыми весами. Таким образом, крановщик при подъеме груза должен учитывать наличие и исправность крановых весов на грузозахватном механизме.
Для того, чтобы снизить количество аварийных ситуаций при работе мостового и козлового крана к работе на данном оборудовании могут допускаться лишь лица, обладающие определенной квалификацией. Для управления кранами такого типа могут допускаться только специально обученные и годные по состоянию здоровья крановщики не моложе 18 лет. Кроме всего прочего, крановщик обязан иметь группу по электробезопасности не ниже II. Крайне желательно наличие образования на уровне технической школы, что должно быть подтверждено документом, утверждающим квалификацию крановщика. Прежде чем производить работу на кране, любой крановщик должен пройти специальную стажировку на козловом или мостовом кране, на котором ему в последствии придется работать. Порядок стажировки и сдачи нормативов на наличие специальных навыков устанавливается владельцем крана. Не реже одного раза в год крановщик должен проходить периодическую проверку знаний.
Существует ряд понятий и элементов работы, который обученный крановщик должен знать. Сюда можно отнести:
– теоретические знания устройства крана;
– назначение механизмов и приборов безопасности;
– инструкции по работе крановщика и стропальщика;
– инструкции по использованию крана;
– порядок ведения документации;
– устройство электроустановок и требования к их оборудованию;
– сроки ремонта и сервисного обслуживания крана;
– разнообразие безопасных методов строповки;
– результаты осмотров крана слесарями;
– порядки складирования грузов и материалов;
– знание специализированной знаковой сигнализации;
– требования к путям передвижения крана;
– необходимые знания в области пожарной безопасности;
– умение управления и обслуживания крана.
Следует также помнить, что крановщик, по большому счету, является и координатором работы стропальщиков.
В процессе работы крановщик должен руководствоваться вышеперечисленными требованиями и инструкциями, а также ни в коем случае не отвлекаться от выполнения своих основных обязанностей.
При перемещении груза крановщик должен руководствоваться сигналами, поступающими от стропальщика. Данные сигналы в обязательном порядке должны совпадать с должностной инструкцией, в противном случае выполнение данных операций категорически запрещается. В процессе работы крана необходимо дождаться, когда из зоны работы крана уйдут все рабочие и посторонние лица, и только после того, как крановщик удостоверится, что в зоне работы нет людей, можно осуществлять подъем, передвижение или спуск груза.
|