При выполнении стропальных работ кроме стальных канатов применяют сварные и штампованные цепи.
Для сварных цепей используют мягкую легированную сталь круглого сечения с пределом прочности на разрыв 370…450 МПа.
Звенья цепи имеют овальную форму. Якорные цепи используют с распорками и без них.
Для грузовых стропов применяют некалиброванные цепи. Условное обозначение некалиброванной цепи из прутка диаметром 6 мм с шагом звена 16 мм: цепь СН6×16, ТУ 12.0173856.15-88.
На стропальных работах наибольшее распространение получили сварные цепи.
Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствга с ГОСТ, по которому они изготовлены. В таблице приведены значения коэффициента запаса прочности сварных и штампованных цепей.
Цепи сращивают электро- или кузнечно-горновой сваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После этого ее испытывают нагрузкой, которая в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность цепи.
Преимущества стальных цепей:
– гибкость;
– простота конструкции;
– технологичность;
– способность огибать острые грани без подкладок.
Рис. 1. Сварные (а) и штампованные (б, в) цепи:
d – диаметр проволоки цепи; t – шаг звена цепи
Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных цепей
Цепь
|
Коэффициент запаса прочности для привода
|
ручного
|
машинного
|
Грузовая, работающая на гладком барабане
|
3
|
6
|
Грузовая, работающая на звездочке (калиброванная)
|
3
|
8
|
Для стропов
|
5
|
5
|
Недостатки стальных цепей:
– большая масса;
– возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия трещин;
– необходимость контроля за состоянием звеньев цепи.
|